Реклама на сайте

Наши партнеры:

Ежедневный журнал Портал Credo.Ru Сайт Сергея Григорьянца

Agentura.Ru - Спецслужбы под контролем

© Agentura.Ru, 2000-2013 гг. Пишите нам  Пишите нам

Присесть на скамейку

Рустам Арифджанов

  

В прежние времена в стране было мало зарубежных картинок. Однажды мне попал в руки строго запрещенный "Плейбой". Обстоятельства появления журнала были вполне уважительными. Мне рекомендовалось прочитать статью "Старый войн марксизма" об известном левом философе и идеологе Герберте Маркузе, модном критике буржуазных ценностей. Но вместо того, чтобы вовсю заняться познавательным чтением и начать применять свой английский со словарём, я использовал подаренный журнал с непримиримой юношеской беспощадностью. Странички из журнала были вырваны, соответствующие картинки (кроме невыразительного портрета Маркузе) вырезаны и наклеены над столом.

Не каждый день в руки студенту-первокурснику семидесятых попадался американский "Плейбой". Чаще настольные картинки добывались из польского физкультурного издания "Спортовец" или чешского (а может тоже польского?) "Дооколе святу". Ещё был женский журнал "Кобета и жыче", заметно отличавшийся картинками от нашей "Работницы". Да что там! Даже их "Свят социализму" от нашего отличался. Советский свет социализма был потусклее. Он позволял разглядеть разве что фестиваль солдатской песни в польском городе Зелёна Гура, болгарский "Орфей" и польский же "Сопот".

Позже нам выборочно показывали итальянцев Сан-Ремо и даже "Евровидение". Мы смотрели, затаив дыхание. Но у старшего поколения эти картинки уже вызывали определенное возмущение.

Впрочем, у старшего поколения были свои зарубежные картинки. В каждом интеллигентном доме предполагалось иметь большие альбомы датского карикатуриста Херлуфа Бидструпа. Бидструп был коммунист и старик, который боролся с буржуазным обществом, критикуя его быт и нравы. Но кроме демонстраций и митингов с мускулистыми рабочими, кроме буржуев в комичных цилиндрах и котелках, в смокингах и при бабочках, он рисовал весёлых морячков и аппетитных датчанок со всеми их немыслимыми выпуклостями.

Выпуклости старику-коммунисту удавались особенно хорошо. Поэтому в некоторых домах выпущенные массовым тиражом альбомы карикатур от детей прятали. А мы за ними охотились.

Я помню серию его картинок "Скамейка". Вся городская жизнь проходила на этой скамейке. Просыпался безработный, молодые мамы качали в колясках детей, служащий поедал бутерброд, рабочий с плакатом, присаживался отдохнуть между стачками, судачили старушки, читали книжку студенты, распивали морячки, но особенно часто целовались влюбленные, трогали друг друга, гладили, а потом приходил безработный, стелил газетки и засыпал. Так проходила жизнь.

Теперь копенгагенский карикатурист почти забыт. Чешских и польских журналов почти не бывает в московских киосках, а "Плейбой" давно уже издаётся на русском и продаётся повсюду, невинно выглядя рядом с "Пентхаузом", "Хастлером" и некоторыми российскими изданиями для мужчин. В конкурсе "Евровидения" участвуют наши исполнители, занимают неплохие места, но в целом прогрессивной молодежью и большинством музыкальных критиков конкурс считается отстойным, а его песенки - музыкой для домохозяек. И как мы этого раньше не замечали? Что уж говорить про Сан-Ремо - утехе для ветеранов.

О болгарском "Орфее" и польском "Сопоте" ничего неизвестно. Если в Зелёной Гуре ещё и поют солдаты, то скорее всего из стран-членов НАТО. Буржуазность, с которой боролись философы и карикатуристы, стала хорошим тоном и правилом поведения. На некоторые мероприятия (в том числе на ежегодный декабрьский праздник журнала "Лица") могут без смокинга с бабочкой и не пустить…

Самое время присесть на скамеечку и подумать. На наших скамеечках уже спят безработные, запрещенные выпуклости смачно сфотографированы и выпячиваются теперь со всех стендов и рекламных щитов всех городов Российской Федерации, рабочих практически не осталось, и вместо них с плакатами ходят пенсионеры.

Вот и я дочитал свои студенческие книжки, вволю отцеловался, отпил своё вместе с морячками, журналистами, шахтёрами и представителями прочих героических профессий. Молодые мамы откачали в колясках моих детей. Осталось доесть свой бутерброд городского служащего и подождать, когда ровесницы станут старушками, чтоб посудачить с ними.

Ну, а потом и пора. Чтоб не мешать очередному безработному, знать не знающему никакого Бидструпа, стелить газетки и готовиться ко сну. Кстати, вы не знаете, где можно достать портрет Герберта Маркузе? Или хотя бы вырезать из какого-нибудь журнала?

Ссылки: