Реклама на сайте

Наши партнеры:

Ежедневный журнал Портал Credo.Ru Сайт Сергея Григорьянца

Agentura.Ru - Спецслужбы под контролем

© Agentura.Ru, 2000-2013 гг. Пишите нам  Пишите нам

Антитеррористический центр СНГ / АТЦ /

Досье Исследовательского центра Agentura.Ru

Руководитель генерал-полковник Андрей Новиков

Антитеррористический центр (АТЦ) стран-участниц СНГ был образован 20 июня 2000 года для координации деятельности спецслужб стран СНГ. Фактической датой начала функционирования Центра можно назвать 1 декабря 2000 года - с момента утверждения Советом глав государств СНГ в Минске Положения об АТЦ. Была установлена численность сотрудников, а также финансовое обеспечение его деятельности. Согласно структуре, утвержденной Советом глав государств-участников СНГ, она составляет 60 человек, из них из них зарезервировано за СОРБ – 45 единиц, СМВД – 5, СМО – 5, СКПВ – 5.

С самого начала стало ясно, что эта структура будет подконтрольна российским спецслужбам. Штаб-квартиру центра разместили в Москве на Ильинке, руководителем АТЦ назначили Бориса Мыльникова, первого замдиректора ФСБ. Согласно Положению об АТЦ, статус руководителя центра приравнивается к первому заместителю руково- дителя органа безопасности того государства, на территории которого пребывает штаб-квартира АТЦ. Б. Мыльников руководил АТЦ в течение шести лет, пока в ноябре 2006 г. его не сменил еще один представитель России – бывший первый замминистра МВД генерал-полковник Андрей Новиков, переведенный по такому случаю на службу в ФСБ. В 2001 г. был открыт филиал АТЦ в Бишкеке, который возглавил полковник ФСБ России Сергей Рева.

АТЦ зависит от Москвы и финансово: в 2001 г. было принято решение, что Россия будет финансировать деятельность Центра на 50%, остальные средства будут равномерно распределяться между странами СНГ.

Отношения между участниками

Очевидная подконтрольность АТЦ российской ФСБ не могла не вызвать трений с теми государствами, которые восприняли участие в проекте как не технологический, а политический вопрос.

В результате туркменские силовики игнорировали деятельность АТЦ почти до конца 2006 г. Их коллеги из Узбекистана отказывались от участия в работе АТЦ до андижанских событий в 2005 г. Только когда руководитель АТЦ Б. Мыльников публично предложил узбекской стороне помощь ФСБ в расследовании восстания, то есть продемонстрировал, что Россия встала на сторону официальных властей, СНБ Узбекистана согласилась на участие в АТЦ.

Однако АТЦ потеряла грузинского представителя. В первой половине 2000-х гг. отношения между ФСБ и в то время МГБ Грузии были, как ни странно, достаточно тесными. Например, грузины выдали ФСБ подозреваемых во взрывах домов в 1999 г. Мотором сотрудничества был бывший министр госбезопасности Грузии Валерий Хабурдзания, который постоянно приезжал в Москву для встреч с директором ФСБ РФ.

Однако после прихода к власти Михаила Саакашвили и обострения отношений с Россией новый президент реформировал спецслужбы и уволил Хабурдзанию. В результате бывший представитель МГБ Грузии в АТЦ был переведен офицером связи в МВД РФ, а в АТЦ недосчитались грузинской стороны.

Еще одной проблемой для АТЦ стала своеобразная кадровая политика спецслужб СНГ: в Москву предпочитали отправлять самых нелояльных – в ссылку. Именно так случилось с представителем Армении, который был командирован в Москву после конфликта с тогдашним министром нацбезопасности Карлосом Петросяном.

На подобном фоне не могли не возникнуть проблемы с технологической базой АТЦ – ОБД СНГ, в рамках которого должен был быть налажен обмен информацией, в том числе оперативного характера, то есть наиболее чувствительными материалами, которыми спецслужбы готовы делиться лишь при полном доверии.

Прежде всего неизвестна степень готовности ОБД: эта система создается с 1996 г. (вначале как банк данных по наркоторговцам) с многолетними проблемами в финансировании. Неизвестно, на какой стадии находится работа по формированию объединенного банка данных на террористов, соглашение о создании которого было подписано в мае 2005 г.

Таким образом, единственным выходом для ФСБ РФ, как наиболее заинтересованной стороны в сохранении АТЦ, могла стать только устраивающая всех политическая функция АТЦ, как «руки Москвы» (раз уж скрыть этот факт все равно не удалось). О том, какая именно идея сможет сцементировать участников АТЦ, в ФСБ поняли после Андижана.

Акцент – на борьбе с революционерами

Объединяющей идеей стала помощь ФСБ в защите политических режимов стран СНГ от «цветных революций». То, что эта роль будет возложена в том числе на АТЦ, стало очевидно в мае 2005 г.

12 мая 2005 г., выступая в Госдуме, директор ФСБ Николай Патрушев заявил, что его службой раскрыт заговор против белорусского режима, спланированный в Братиславе западными неправительственными организациями. Фактически впервые глава российской спецслужбы высказался об угрозах политическому режиму соседней страны. КГБ Беларуси подтвердил информацию ФСБ, тем самым согласившись на вмешательство ФСБ РФ в свои дела. На следующий день, 13 мая, начался мятеж в Андижане. Спустя несколько дней тогдашний руководитель АТЦ Б. Мыльников предложил узбекам помощь в расследовании.

Здесь как нельзя кстати пришелся опыт Б. Мыльникова в этой области: до того, как стать заместителем директора ФСБ, он возглавлял Управление по борьбе с политическим экстремизмом, то есть профильное подразделение ФСБ, противостоящее «революционерам».

С тех пор официальные представители АТЦ постоянно указывают на опасность «цветных революций». Последнее публичное заявление подобного рода сделал Виктор Петрищев, руководитель Научно-консультативного совета АТЦ СНГ, на конференции Национального антитеррористического и антикриминального фонда в Государственной Думе в июне 2007 г. Там он прямо заявил о необходимости противостоять революциям в СНГ, цитируя показанный накануне по РТР фильм французских документалистов об американских политтехнологах, устраивающих революции в различных странах – от Сербии до Кыргызстана. Насколько можно судить, сегодня тема борьбы с «оранжистами» является основной на совещаниях спецслужб-участников АТЦ. В таком случае, особый смысл приобретают учения (в том числе оперативно-тактические), которые с большим размахом проводятся под эгидой АТЦ.

Структура | Официально |

Статус руководителя АТЦ по штатному положению он приравнивается к 1-ому заместителю руководителя органа безопасности того государства, на территории которого пребывает штаб-квартира АТЦ. Он назначается на срок три года, с возможностью дальнейшего продления.

У руководителя три заместителя: соответственно от Совета министров внутренних дел, Совета министров обороны и Совета командующих пограничными войсками стран-участников СНГ. При этом руководитель Центра, его 1-й заместитель и заместители не являются гражданами одного государства. России, например. Спецслужбы государств Содружества направляют в АТЦ своих полномочных представителей, которые состоят на материальном обеспечении по месту основной службы. 

В составе АТЦ действуют следующие подразделения:

  • Координационно-оперативный отдел. Он занимается обеспечением взаимодействия компетентных органов государств-участников СНГ в борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. В его задачи входит содействие в подготовке и проведении совместных антитеррористических мероприятий и комплексных операций по профилю Центра. Это относится, в том числе, и к розыску лиц, совершивших преступления, подпадающие под статью "терроризм", и скрывающихся у себя дома от уголовного преследования или исполнения судебного приговора.
    Отдел занимается организацией обучения и подготовки специалистов антитеррористических подразделений с участием инструкторов Центра специального назначения ФСБ России и проведением профильных командно-штабных и оперативно-тактических учений. Его сотрудниками ведется научно-методическая работа - подготовка и проведение научно-практических конференций, семинаров, содействие в обмене опытом. Подготовлены научно-практические пособия, такие как "Методические рекомендации по освобождению заложников", "Тактика действий НВФ в Чеченской Республике", "Справка о международных террористических организациях в Центральной Азии" и другие.
  • Отдел ситуационного анализа, мониторинга угроз и подготовки проектов решений. В его функции входит выработка предложений Совету глав государств СНГ и другим органам Содружества о направлениях развития сотрудничества по борьбе с международным терроризмом.
    Отдел анализирует поступающую информацию о состоянии, динамике и тенденциях проявления международного терроризма и экстремизма не только в рамках Содружества, но и в других государствах. На основе собранной информации формируется объединенный банк данных, включающий в себя сведения о террористических организациях, их лидерах и членах, а также структурах и лицах, оказывающих им поддержку. По запросам вся эта информация направляется заинтересованным министерствам и ведомствам государств-участников СНГ.
  • Отделение Антитеррористического центра СНГ по Центрально-Азиатскому региону со штаб-квартирой в Бишкеке - руководитель С.И. Рева (с 2002 года ему придан статус заместителя директора АТЦ). Сначала отделение называлось оперативной группой, было открыто решением руководителя АТЦ по договоренности с правительством республики и руководством Службы национальной безопасности КР. С 1 августа 2001 года официально приступило к работе. В Бишкеке собрались представители России, Казахстана, Таджикистана и Киргизии. Сразу же вакантная должность была предусмотрена для представителя Узбекистана.
  • Научно-консультативный совет АТЦ - руководитель - представитель ФСБ В. Петрищев. Решение о создании научно-консультативного совета (НКС АТЦ) при АТЦ СНГ было принято на 12 заседании СОРБ в июне 2002 г., на котором также было утверждено Положение о НКС, а в ноябре того года в Москве было проведено его первое заседание.

Кроме того, отслеживание материалов из открытых источников, представляющих оперативный интерес, осуществляется ежедневно. Каждый месяц в органы безопасности и спецслужбы СНГ направляются аналитические справки - о состоянии и тенденциях развития обстановки, складывающейся под влиянием деятельности международных террористических организаций. 

АТЦ ведет плановую работу в тесном контакте с Центром специального назначения ФСБ России по подготовке инструкторов спецназа. Она строится в двух направлениях - в зависимости от того, как это удобно с экономической точки зрения и в организационном плане. Да, возможно принятие групп на базе ЦСН. Но это, скажем так, не основной вариант. Более эффективно работа складывается тогда, когда российские специалисты выезжают на место, и там уже выстраивают обучение, исходя из местной специфики. 

Обучение проводится по основным направлениям, по которым готовятся любые силы специального назначения. Исключением, может быть, является то, что связано с подготовкой боевых пловцов, т. к. водная акватория имеется не в каждом государстве. А в тех, где имеется… Пожалуй, сейчас можно говорить о наличии такого рода специалистов только в Украине (за исключением России).

В ноябре 2001 года и в июле 2002 года были проведены рабочие встречи с руководством Министерства государственной и общественной безопасности Китая по выработке совместной концепции борьбы с терроризмом. Аналогичные встречи прошли с представителями Конгресса США, а также профильных структур Германии, Австрии, Японии./ Источник: СНГ-АНТИТЕРРОР (# 5-22042003-35) /

Бюджет

Еще в 2001 году было принято решение, что Россия будет финансировать обеспечение деятельности антитеррористического центра государств-участников СНГ на 50%, остальные средства будут равномерно распределяться между странами Содружества.

В 2002 году бюджет АТЦ СНГ составил около 26 млн руб. Больше половины этих средств ушло на организационно-штатные мероприятия, связанные с обустройством штаба центра в Бишкеке и налаживание его работы. Руководителем филиала в Бишкеке был назначен полковник ФСБ Сергей Иванович Рева

  Учения

Первые учения в 2001 году были проведены на территории Ошской области. В тот период боевики Исламского движения Узбекистана (ИДУ), связанные с талибами, прорывались через Таджикистан, Киргизию в сторону Узбекистана. Таким образом, на месте прорыва были опробованы возможности управления штаба, объединяющего разные силовые структуры. Прошли учения удачно.

Вторые учения (2002 г.) состоялись уже на территории трех государств. Первый розыгрыш был в Кыргызстане: теоретическая часть, штабная. Затем в Казахстане - практика. \"Арыстан\", о котором шла речь выше, продемонстрировал штурм здания с освобождением заложников, а также операции по освобождению заложников в больнице и в автобусе, показал возможности спецназа с использованием вертолета. Непосредственное участие в подготовке спецопераций принимали представители Центра специального назначения (ЦСН) ФСБ России. Далее, по замыслу учения, боевики вторглись со стороны Афганистана на территорию Таджикистана. Там была проведена спецоперация по освобождению заложников на полигоне (наши спецы около трех недель помогали ее готовить). Были реально применены части Министерства обороны РФ, т. е. дислоцированной в Таджикистане 201-й дивизии. Все проходило с боевой стрельбой, работала авиация.

В третьих учениях (весна-лето 2003 года)  задействованы спецслужбы Казахстана, России и Украины. Представители спецслужб других государств СНГ приглашены в качестве наблюдателей и для участия в сборах руководящего состава антитеррористических подразделений, обмена опытом на семинаре по проблемам борьбы с международным терроризмом.

Ссылки:
Idентификация

Как заполняют ваше досье Далее-->

НОВОСТИ

Все новости-->